Ваш город:

Не хочу учиться, а хочу...получить профессию

4 сент. 2020 г.
0
1665

При всех сложностях приемной кампании 2020 года, связанной с карантинными мерами, не остались в тени результаты введения в действие Нацпроекта «Образование», повысившего привлекательность системы среднего профобразования. За два года, с момента подписания Указа о приоритетных направлениях развития образования реализована лишь третья часть программы. Но даже незначительное улучшение привело к существенному результату – интерес девятиклассников к обучению в колледжах очень вырос.

Не хочу учиться, а хочу...получить профессию

Уже в прошлом 2019 году он вырос более чем на 50%. По прогнозам экспертов, в этом году приемная кампания в колледжах побьет прошлогодние рекорды.

Конечно же, большое значение в увеличении популярности средне-профессионального образования среди молодежи имеют психологические особенности подростков. Не секрет, что юношескому возрасту особенно свойственно стремление к независимости и самостоятельности. 5-6 лет обучения в ВУЗе значительно отдаляют эту перспективу, по сравнению с временными затратами на обучение в колледже, где за 4 года можно получить профессию. Но не только это делает привлекательной современную систему СПО.

Давайте разбираться в сегодняшних тенденциях и причинах роста популярности средне-профессионального образования.

Рынок труда: объективные факторы выбора

Работодатели с удовольствием принимают на работу выпускников колледжей, имеющих достаточный уровень практической подготовки в учебных мастерских и на производственных площадках. В отличие от выпускников – теоретиков, с дипломами ВУЗов, «спецы» из колледжей уже знакомы с производственным оборудованием и технологическим процессом, поэтому их не надо переучивать заново.

ВУЗы, к сожалению, практических знаний не дают, а научные работники и руководящий состав предприятий в таком количестве на рынке труда не требуется (если, конечно, выпускник не обладает уникальными способностями). В то же время, система высшего образования изначально сфокусирована на теоретических и фундаментальных знаниях, необходимых для развития наук и технологий, из-за чего сокращать их объем нельзя, как и увеличивать практической частью срок обучения.

Родители и девятиклассники понимают, что у выпускника института без опыта работы меньше шансов на быстрое и удачное трудоустройство. Работодатели отдают предпочтение специалистам с опытом работы, которого у вчерашнего студента нет, и перспектива «окупаемости диплома» существенно отдаляется, поэтому зачастую выпускнику и вовсе не приходится искать работу не по специальности, чтобы хоть как-то себя обеспечить.

Выпускник колледжа, при желании, кроме гарантированного трудоустройства по специальности, всегда имеет возможность продолжить учебу в ВУЗе, которая будет более успешной, ввиду уже приобретенного опыта и осознанного, целенаправленного выбора специализации. В более зрелом и самостоятельном возрасте, а не со школьной скамьи, когда выбор профессии зачастую продиктован желаниями родителей, советами друзей и прочими второстепенными факторами.

У молодых людей «окно возможностей» распахнуто шире, а решения более взвешены, ориентированы на собственные желания. А осознанный выбор профессии гарантирует стабильность и карьерный успех.

Что предлагает система СПО?

Вторая профессия или практический опыт после вузовского образования – это сегодня объективная реальность. Не обязательно отказываться от обучения в институте ради приобретения практических навыков. Многие техникумы и колледжи открывают дополнительные программы. Выбор очень обширный – в соответствии с призванием, университетской специальностью, любимым увлечением или требованиями современного рынка.

Благодаря финансированию в рамках Национального проекта «Образование» оборудуются современные мастерские. В них сегодня устанавливаются современные станки и приборы с программным обеспечением, на которых выпускникам предстоит работать в самом ближайшем будущем.

Система профобразования сейчас ориентирована на реальные кадровые запросы работодателей. Среди наиболее популярных направлений и профессий можно выделить:

  • Градостроительство: облицовочные работы, кирпичная кладка, сантехнические и отопительные системы, электрооборудование и монтаж, вентиляция – подано 51,5 тысяч заявлений;
  • Программирование и обслуживание ПК – 123,3 тысяч заявлений;
  • Ремонт, строительство и развитие дорожной инфраструктуры – 18,4 тысяч заявлений;
  • Сервис и туризм: гостиничное дело/сервис, повар/кондитер – 102,1 тысяч заявлений.

Достаточно часто российские колледжи получают различные гранты, которые используются для улучшения качества предоставляемых образовательных услуг. Например, не так давно Перевозский строительный колледж (Нижегородская область) стал обладателем сразу двух федеральных грантов, которые пошли на оснащение мастерских по самым современным стандартам.

Давно сломан стереотип, существовавший в советскую эпоху: троечников в колледж не принимают. Принимают! Главное, чтобы вчерашний школьник хотел поступить. В том же Перевозском строительном колледже для ребят из других регионов, серьезно настроенных на обучение, открыто целых 5 общежитий. По конкурсу аттестатов возможно получение бюджетного места, и поэтому среди учащихся этого колледжа 80% иногородних.

Работодатели разбирают ребят еще на третьем курсе, как утверждает директор Казанского техникума информационных технологий и связи, куда один из региональных ВУЗов обратился за помощью в проведении практических занятий.

Троечники в колледжах больше не учатся, а студенты ВУЗов чаще задаются вопросом: зачем дольше учиться и больше платить, если инвестиции в СПО окупаются заметно быстрее и дают больше шансов на быстрое трудоустройство по специальности.

Наметилась удивительная тенденция: на рынке труда заметно возросло количество выпускников из системы СПО, по сравнению со специалистами, выпускаемыми из ВУЗов. Мало того, не единичны случаи, когда выпускники институтов отправляются в колледж, чтобы получить рабочую профессию.

Особенности приемной кампании 2020

Пандемия внесла коррективы, но не сорвала приемную кампанию. Колледжи и техникумы практически всех регионов РФ принимали заявления и документы в дистанционном режиме. По регионам способы подачи документов несколько различались: где-то их можно было направлять в электронном виде, через порталы муниципальных или государственных услуг, а где-то для это использовались собственные информационные системы учебных заведений или «Почта России».

Кстати, если выпускник школы не успел подать документы в выбранный колледж/техникум до 25 августа (а именно эту дату в 2020 году Министерство просвещения утвердило для «приема сканов») не стоит переживать и преждевременно расстраиваться. При наличии свободных мест прием документов может быть продлен до 25 ноября. А оригиналы аттестатов и недостающие справки можно донести до конца этого года.

Однако, судя по возрастающему интересу современных и практичных школьников к обновленным программам колледжей и техникумов, ажиотаж вокруг СПО еще не достиг своего пика. Желание поскорей получить профессию вполне осуществимо, а девятиклассники совершенно правы: незачем учиться целых 6 лет в институте, если программирование можно успешно освоить в колледже и получить при этом гарантированное рабочее место.

Правда, от троек будущим абитуриентам придется избавиться уже сейчас. Ведь, сокращение срока обучения и получение профессии не отменяет необходимости профессионального и личностного роста.

Это интересно: колледжи и техникумы в цифрах

Всего образовательных организаций:

  • колледжи и техникумы – 3300;
  • организации на базе ВУЗов – 342.

Количество студентов СПО:

  • очники – 2 674 145;
  • заочники – 445 543;
  • бюджетники – 2 178 265;
  • на контрактной основе – 941 423.

Динамика приема абитуриентов:

  • 2017 – 963 834 человек;
  • 2018 – 990 114 человек;
  • 2019 – 1 042 137 человек (из них 259 661 на базе 11 класса и 782 476 на базе 9 классов).

Направления подготовки с самым высоким конкурсом:

  • Здоровье и профилактическая медицина – 4,5 человека на место;
  • Фотоника, приборостроение, биотехнические и оптические системы и технологии – 3,6 человека на место;
  • Информационная безопасность – 3,6 человека на место.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
468
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
800
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1225
Оставить свой комментарий

Ваш город: