Ваш город:

Колледж, как продолжение общего и первая ступенька высшего образования

19 мая 2019 г.
0
1548

В российских регионах дети стремятся быстрее получить диплом специалиста среднего звена. Каковы причины внезапного интереса школьников к получению среднего специального образования? Специалисты Центра провели опрос и назвали причины. Какие – узнаем.

Колледж, как продолжение общего и первая ступенька высшего образования

В последние два года в нашей стране наблюдается внезапно возросший интерес выпускников 9 классов к продолжению обучения в колледжах. По данным проведенных исследований Центром экономики непрерывного образования, после девятого класса в школах остаются не многим более 50% учащихся. Около 11% вчерашних девятиклассников осваивают рабочие профессии, остальные продолжают обучение в колледжах и техникумах.

Отметим, что в крупных мегаполисах доля школьников, которые заканчивают 11 классов выше. Например, в Москве и Петербурге менее 30% столичных школьников покидает школу после 9 класса. В тоже время в отдаленных регионах выпускников с неполным средним образованием существенно больше. Например, в Чукотском АО желающих завершить обучение в школе после 9 класса – почти 96%.

«Хочу стать взрослым»

Каждое новое поколение взрослеет быстрее своих родителей, и это – нормальный эволюционный процесс. Современные подростки, используя технические достижения, о которых взрослые раньше не имели представления, жадно черпают информацию отовсюду, пока родители заняты вопросами их обеспечения. Понимая заботы старших, дети ищут способы, как помочь семье, а заодно обрести финансовую независимость, которая необходима им для самостоятельного принятия решений.

Стремление подростков к независимости – общемировая тенденция, которую исследователи считают одной из причин интереса старших школьников к получению дальнейшего образования в колледже. Правда, желание поскорее обрести независимость от родителей, у западных школьников обусловлено несколько иными субъективными причинами, чем у россиян, связанными с ментальностью и разницей социального устройства общества.

Кроме того, данные приведенные выше, указывают не только на личные психологические причины. Отчетливо просматривается географическая или административная привязка цифр, за которыми скрываются конкретные факты. Например, повышенный интерес к обучению в колледже чукотских школьников, по сравнению со столичными старшеклассниками, легко объясняется наличием или отсутствием подходящих условий для обучения, а также особенностями быта малочисленных народов Севера.

Отказываются от дальнейшей учебы в школе дети Чечни, Дагестана, Адыгеи, других Кавказских регионов и Причерноморья. Во многом это связано с достаточным наличием рабочих мест, не требующих специальной и высшей квалификации. В этих регионах отмечается недостаточное количество колледжей, а также низкий уровень развития системы среднего профессионального образования. С последним фактором также связан высокий уровень миграции: нет необходимости учиться до 11 класса, если придется уезжать для получения дальнейшего образования в соседние, более развитые регионы, где школьники смогут выбрать программы по интересу, а не из того, что предлагают дома.

Как видим, желание поскорее стать взрослыми у подростков не всегда обусловлено личными мотивами. На принятие решения об окончании школы после 9 класса большое влияние также оказывают сторонние факторы, обусловленные региональными особенностями.

Какие преимущества дает поступление в колледж?

Несмотря на объективные недостатки, которые сегодня присутствуют в системе средне-профессионального образования в целом, обучение в колледже раскрывает более широкие возможности для тех, кто в дальнейшем планирует продолжить учебу в ВУЗах.

Попробуем оценить некоторые преимущества, субъективно:

  • Учеба в колледже развивает самостоятельность. Да, в 14 лет сложно определится с выбором профессии. Но и после 11 класса немногие выпускники до конца уверены в правильности своего решения. Зато в колледже об оценках уже переживает учащийся, а не учитель, что стимулирует рост ответственности.
  • Обязательный элемент обучения в колледже – практические занятия, которые и дают четкое представление о профессии. Есть время для раздумья и смены профессионального курса.
  • Полная смена обстановки и окружения – жизнь «с чистого листа». В колледже можно доказать, что ты – взрослый, а не ребенок. В старших классах школы сделать это достаточно проблематично, потому что учитель, который видел все этапы взросления ученика, как и родители, считает его ребенком не только до выпускного бала, но и после.

Теперь подсчитаем объективные «плюсы»:

  • Получение диплома в колледже – это специальность, позволяющая зарабатывать, и при желании, одновременно, продолжить учебу в ВУЗе. Налицо явная экономия сил, нервов и времени – намного хуже потратить время на учебу в ВУЗе после 11 класса, а потом понять, что профессиональный выбор был ошибочным. К тому же, как показывает опыт, студенты, обучающиеся в институтах после колледжа более ответственны и финансово независимы, чем первокурсники после 11 класса.
  • Обучение в колледже доступнее как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения приемной кампании.
  • Если колледж создан на базе института, он является первой (и, нужно отметить, очень удобной) ступенью на пути к получению высшего образования – с минимальным баллом для поступления в ВУЗ и более коротким периодом обучения.
  • Высшее образование, как правило, не гарантирует трудоустройства. После окончания колледжа найти работу по специальности гораздо проще.
  • Программа в колледже – максимально адаптирована для продолжения обучения в ВУЗе. После колледжа студенту легче усвоить специфику обучения в высшем учебном заведении.

Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить следующее: не вызывает сомнения тот факт, что роль колледжей в системе образования возрастает. Но, к сожалению, заслуга государства в этом минимальна. Несмотря на попытки популяризации средне-профессионального образования, реальных действий, направленных на привлечение абитуриентов в техникумы и колледжи, со стороны чиновников сделано очень мало.

Далеко в прошлом остались устоявшиеся в обществе стереотипы о том, что в колледж поступают только менее удачливые и одаренные ученики. Теперь пора задуматься о достаточном количестве ССУЗов в регионах и многообразии программ обучения.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Приёмная кампания-2024
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков рассказал о главные изменения в приемной кампании-2024, которые в основном коснутся целевого набора. А регионы вв..
Об изменениях в приёмной кампании-2024 и выплатах ученикам и педагогам за медали и успешную сдачу ЕГЭ
18 мар. 2024 г.
0
988
Председатель Совета федеральной территории «Сириус», руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева
Как сообщает ТАСС, председатель Совета федеральной территории «Сириус», руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева в ходе заседания программной..
Глава фонда «Талант и успех» заявила о необходимости актуализировать образовательные программы вузов РФ
15 мар. 2024 г.
0
4005
Институт русского языка имени В.В. Виноградова
Государственная Дума РФ рассмотрит проект о создании Национального словарного фонда, а российский общественник выступил с предложением ввести в школах..
О создании Национального словарного фонда и уроках езды на электросамокатах в школах и вузах
13 мар. 2024 г.
0
5853
Оставить свой комментарий

Ваш город: